Что такое headless CMS?
Headless CMS
Это система управления контентом (CMS), предоставляющая только back часть и API для доступа к данным.
Для создания структуры и управления данными обычно предоставляется административное приложение
Современный подход в корпоративном сегменте
Что такое headless CMS?
Это система управления контентом (CMS), предоставляющая только back часть и API для доступа к данным.
Для создания структуры и управления данными обычно предоставляется административное приложение
Почему традиционные CMS уходят в прошлое?
В традиционных CMS административное приложение является частью самого сайта и не предоставляет разделения на backend и frontend. Как следствие и разработка дополнительных модулей не предполагает такого разделения.
Современные методы разработки предлагают разделять разработку на backend и frontend. Для разработки frontend предлагается широкий спектр фреймворков: ReactJS, Angular, Vue. Такое разделение дает определенные преимущества в процессе разработки.
Использование смартфонов увеличило мобильный трафик, так что он превысил традиционный web.
Кроме сайта, компаниям требуется мобильное приложение, личный кабинет. Цифровизация всех процессов требует повторного использования данных. Это приводит к тому, что сайт не может существовать сам по себе, он отдает и получает данные из других систем. Без дополнительного API CMS уже невозможно использовать. Часть традиционных CMS пошли по пути доработки предоставления API. В большинстве случаев это или традиционное Rest API или GraphQL. При этом если система используется в режиме headless, то большинство модулей оказывается бесполезными, так как фронтовое решение строится с нуля и подключается к API. Следующим шагом на рынке появились Headless (безголовые) CMS, которые просто предоставляют API для доступа к данным и административную часть для управления данными. Часть решений были созданы с нуля и представляют собой простые и легковесные решения, где – единый backend позволяет использовать его для различных потребителей данных, в том числе и для мобильных приложений
Какие есть недостатки у Headless подхода?
В случае использования headless подхода фронтовая часть приложение разрабатывается каждый раз с нуля. Для небольших сайтов со стандартным функционалом это сильно увеличивает стоимость решения. Для больших же порталов отсутствие готовых модулей не существенно в силу гораздо больших требований к уникальности и дизайна и функциональностей. Кастомизировать дороже
Если доступ к данным требует авторизации или ограничения доступа, API из коробки не обеспечит необходимую универсальность, придется разрабатывать собственные сервисы бэкенда. Некоторые западные CMS предоставляют готовое API для вертикальных решений, в основном это e-commerce системы. Но даже они не могут покрыть все запросы и больше подходят для сегмента SMB
В чем особенность корпоративного сегмента?
В большинстве случаев большой бизнес требует уникальную функциональность, адаптацию под процессы, уникальный дизайн. Кастомизация готовых модулей CMS может быть довольно затратной и сравнимой со стоимостью разработки с нуля. Поэтому часть компаний предпочитает систему собственной разработки
Для крупных организаций очень важна надежность систем, возможность видеть историю изменений кода, откат к какой-либо предыдущей версии. При этом необходимо поддерживать одновременную работу нескольких команд. Традиционные CMS зачастую грешат отсутствием структуры хранения кода – что-то хранится в базе самой системы, что-то в репозитории. Такой подход к разработке существенно усложняет совместную работу, изолированность команд, быстрое поднятие тестовых стендов, быстрое обновление тестовых и продуктивных сред
В большой компании над системой обычно работает несколько команд, идет массовый переход на Agile методологии. В этом случае требуется поддержка совместной разработки, возможность быстро поднимать тестовые стенды, объединять код различных команд. Традиционные CMS не могут обеспечить процессы CI/CD в силу проблемы из предыдущего пункта а развертывание системы не поддерживается pipeline инструментами
Рынок западных корпоративных CMS
Западные крупные разработчики добавили поддержку headless в свои решения. Часть вендоров опубликовала готовое API, которое заточено под вертикальные решения (в основном e-commerce)
Стоит также отметить следующие тенденции в западных продуктах:
Здесь нужно остановиться поподробнее. Западные CMS предлагают сбор, хранение и анализ данных о поведении пользователей. На основе этих данных предлагается готовая базовая рекомендательная система, которая может быть полезна для сегмента SMB при минимальных затратах. В функционал DXP обычно входит управление A/B тестами, сегментирование пользователей, проведение таргетированных рекламных кампаний
При разработке web приложения можно использовать предоставляемые классы и библиотеки таким образом, что разработчики создают определенные типы страниц и виджетов, а контент редактор или администратор собирают из них сайт. Это позволяет приложению быстро меняться и быть менее зависимым от разработчиков. Таким образом с помощью CMS можно управлять не только данными, но и структурой сайта в режиме headless
Форма успешно отправлена!
При отправке произошла ошибка!